Венчурные инвестиции обладают своими преимуществами и недостатками, но в целом все же несут благо. Поскольку молодым стартаперам, которые не могут взять кредит и воспользоваться другими типичными путями финансирования, просто негде взять денег. Из-за этого многие перспективные идеи до появления венчурного инвестирования просто затухали. К тому же если подойти с умом, то даже несмотря на высокие риски, этот вид вложений приносит в итоге хороший доход инвестору.
И в некоторых странах инвестором пытается быть государство. Но так как необходимой базы у него для этого нет, то власти стремятся обеспечить лишь финансирование, перекладывая анализ проектов, их отбор и последующее развитие на плечи частных лиц или фондов. А это создает удивительные коллизии между основополагающими принципами венчурных инвестиций и бюджетной логикой. Ярким примером этому выступает РФ. И возникающие тут конфликты будут интересны для изучения всем странам, которые бы хотели повторить подобный опыт.
Диалог о коллизиях
Для начала стоит обозначить ключевую проблему. А состоит она в том, что в России инвестор, который воспользуется щедрым предложением властей и возьмет бюджетные деньги, рискует довольно легко и просто оказаться в тюрьме. Причем практически ни за что. И тогда его родственникам придется в спешном порядке изучать, как перевести деньги осужденному на лицевой счет, как наладить с ним общение и т. д. И сроки тут светят весьма серьезные, особенно если вспомнить статистику, согласно которой около 20% стартапов выстреливают.
И эта цифра весьма символична. Потому что если инвестор в РФ возьмет деньги у государства, вложит их в 10 проектов для диверсификации и выстрелит два, что считается очень неплохим результатом, то светит такому дельцу 20 лет тюрьмы.
И никто не посмотрит, что два успешных проекта по прибыли перекроют все остальные. В центре внимания будут исключительно неудачи с использованием бюджетных средств, за что гарантированно начнется уголовное преследование. То есть выходит, что логика инвесторов и государственного аппарата прямо противоположна. И пытаться поднимать стартапы в России – форменное самоубийство. Потому что власть, состоящая преимущественно из людей, которые родились еще в середине прошлого века, давно перестала понимать, как устроен современный мир.
Радует только то, что в правительстве появляются люди, которые поднимают эти важные вопросы. Но каким будет их решение, пока не понятно. Успешные инвесторы боятся, что все пойдет по накатанной схеме. Поскольку страна безвозвратно увязла в коррупции, то необходимые изменения законодательства могут привести к тому, что деньги из бюджета выделят кому надо. А потом просто отчитаются о неудачах, мол, не повезло, бывает, об этом и говорили…риски.
Как венчурные инвесторы управляют стартапами
Помимо ключевых проблем, нужно решать и другие – более мелкие, но от того не менее значимые. Дело в том, что бюджет стремится обеспечить финансирование с целью получения общественного блага. И тут важно, чтобы каждый цент был расписан в соответствии со статьями расходов. Только так контролирующие органы могут проверить, куда пошли деньги. В частности, проверкой целевого распределения средств будут заниматься специалисты Счетной палаты.
Однако венчурный фонд работает совсем не так. Его главная задача – поиск того самого одного перспективного стартапа, прибыль от которого с лихвой покроет все неудачи. И вот на эти последние тут никто особого внимания не обращает. В зависимости от того, насколько все пошло не так, инвестор либо превращает стартап в компанию-зомби, либо просто списывает. Он не пытается их во что бы то ни стало поставить на ноги, т. к. это напрасная трата сил и времени. Намного целесообразнее направить усилия на те направления, где возможна сверхприбыль. И очень важно, чтобы государство, будь то РФ или какое-то другое, в первую очередь прониклось этой идеей, иначе все попытки направить бюджет на развитие выйдут боком.